Конной дорогой Бабеля. Агнесса Капрельянц

Конной дорогой Бабеля
120 грн.

Конной дорогой Бабеля

 Автор: Агнесса Капрельянц
Издательство: “Видавництво Лис”
Год издания: 2017
Язык: русский
Тип обложки: твердый переплет
Формат: 61х86/16 
Вес: 400г. 
Страниц: 224
ISBN: 978-966-97612-0-0
Автор ищет ответы на вопросы: “Почему Семен Михайлович Буденный возненавидел Исаака Эммануиловича Бабеля лютой ненавистью? Кем были красноармейцы до своей активной конной деятельности, и почему они вместо того, чтобы возделывать внезапно обретенную, долгожданную землю, вскочили на коня по понеслись по стране? Почему украинские крестьяне Волыни, Полесья, Галичины оказались для буденновцев “неимоверной контрой“? Какова история взаимоотношений представителей разных народов, живущих не одну сотню лет в Украине? И еще многие “почему?”

Конной дорогой Бабеля

 

Содержание

глава I. Бабель vs Будденный
глава II. Поклонения молчунов
глава III. Лаборатория имени Ленина
глава IV. Иногородние
глава V. Затонувшие в винных погребах
глава VI. Не скакала ваша бабушка Полесьем Украины?
глава VII. Стражи мадам Пандоры
глава VIII. Закрыт за ненадобностью
глава IX. Спутник, блины и погром
глава X. Табличкой вовнутрь
глава XI. Не мешая дышать другим
глава XII. Им был вреден свежий воздух полей
глава XIII. Голова для думания
глава XIV. Понимающие люди Житомира
глава XV. Троцкий и Бронштейн
глава XVI. Сидящие за татар
глава XVII. В чем правда, всемилостивейший пан?
глава XVIII. Улица имени Розы Люксембург
глава XIX. На чистейшей латыни
глава XX. Жажда наживы затмила разум
глава XXI. Специалисты Гощи
глава XXII. Не тебе очкастому
глава XXIII. Переэкзаменовки закончились
глава XXIV. Транзит: Полтава-Харьков-Ташкент-Горловка
глава XXV. Философский пароход
глава XXVI. И еще полстаканчика
глава XXVII. С кипятильником в голове
глава XXVIII. Фокусники от ЦК
глава XXIX. 2-я конная армия
глава XXX. Самая бескровная революция

Уважаемый Читатель!

В рассказе Исаака Эммануиловича Бабеля «Справедливость в скобках» есть слова напутствия писателям: «Не надо уводить рассказ в боковые улицы. Не надо этого делать, даже и в том случае, когда на боковых улицах цветет акация и поспевает каштан».
Бабель бесконечно прав. Но так уж случилось, дорогой читатель, что наше исследование, будучи неимоверно любопытным, само отправилось гулять боковыми улочками, сквериками и переулочками на каждом повороте задаваясь вопросом: а почему?
Почему Семен Михайлович Буденный после публикации первых рассказов цикла «Конармия» возненавидел Исаака Эммануиловича Бабеля лютой ненавистью? Кем были конармейцы до своей активной конной деятельности, и почему они вместо того, чтобы возделывать внезапно обретенную землю вскочили на коня и помчались по стране? Почему украинские крестьяне Волыни, Полесья, Галичины оказались для буденновцев «неимоверной контрой»? Каким был к 1920 году национальный состав жителей Украины? Какова история взаимоотношений представителей разных народов, живущих не одну сотню лет на украинской территории? И еще многие другие «Почему?».

Ответы будем искать по пути следования Первой конной армии, вооружившись дневником и рассказами И.Э. Бабеля.

Вместо эпилога

Запитання і відповідь Блаженішого Любомира Гузара.
«21 квітня 2016, 13:31:14 press@ugcc.org.ua» запитання до Блаженішого Любомира Гузара

Доброго вечора! Прошу пробачення, бо пишу до Блаженішого пана Любомира та взагалі до Церкви вперше… Вивчаючи історію Поділля в період 1920 року, намагаюся зрозуміти, як повинні були би діяти представники різних національностей, зокрема євреї, поляки, українці, щоб водночас не зрікатися своєї національної ідентичності та не викликати непорозуміння, страх та агресію у інших народів? Яким чином не асимілюватися, але і не відокремитись, наражаючись на небезпеку? Це питання актуальне і зараз, бо влада завжди буде розділяти народ за національною, релігійною, партійною приналежностями. Як запобігти того жахіття, яке було на цій землі у 1918-1920 роках і далі?
Дякую Вам. Дуже сподіваюся на відповідь.
З повагою, Агнесса Капрел’янц».

«5 травня 2016, 16:00:39
Card. Husar’s Secretary – Відповідь Блаженійшого Любомира!
Високоповажна Пані Агнессо!
Христос Воскрес! Буду старатися відповісти на Ваше питання, хоча я не цілком певний, що правильно його зрозумів.
Мушу дуже щиро признатись, що для мене ситуація під час і після Першої світової війни та сьогодні – дуже подібні. Період Першої світової війни – це був час розпаду Австрійської імперії, яка до 1914 року складалася з багатьох народів та країн. Назагал толерантний підхід Австрійської влади давав можливість усім цим народам якось мирно співжити, хоча на переломі XIX –XX століть усюди почали кипіти націоналістичні прагнення.
Після Першої світової війни та розпаду Імперії на карті Європи у східних та центральних регіонах появилося багато незалежних держав. Ми, українці, також пробували мати свою незалежну державу. Але нам це не вдалося. В результаті, українські землі на схід від Збруча попали під радянський, практично російський вплив. Західну Україну інтегрували у новостворену Польську державу.

Це все сказано дуже загально.
Сьогодні, після розпаду Радянської імперії, постала незалежна самостійна Українська держава, яка через Ялтинські та Сталінські рішення не покриває цілої етнічної території, але все ж таки є територіально великою, а щодо населення – досить чисельною державою. Ця держава включає, крім чисто українського елементу, також групи іншого національного походження. Ми не є одинокою державою з таким складом населення.
Моя відповідь на Ваше питання буде полягати головно на моїм зрозумінні існування держави, в якій є присутні також групи різного національного походження. Отже, існує держава з одною державною мовою. Кожний громадянин повинен володіти державною мовою, але щонайменше її добре розуміти. В усіх школах учні вивчають українську мову та пізнають докладно українознавчі предмети. На університетському рівні уся навчальна та наукова праця відбувається українською мовою. Винятком тут можуть бути тільки особливо запрошені чужомовні спеціалісти. Кожна національна група має право вивчати свою рідну мову, історію та плекати свою культуру, крім задовільного знання української мови та культури. Усі громадяни та постійні резиденти мусять зберігати українське законодавство. Тимчасові жителі чужого походження повинні шанувати державні закони. Усі громадяни можуть мати тільки один паспорт – український. Дуже важним є патріотичне виховання всіх громадян.
Шановна Пані Агнессо, я начеркнув мою відповідь. Вона не є повна, але думаю, що вистачає як загальне поняття…
Бажаючи многих божих благодатей, остаюсь щиро відданий у Христі-Господі
ЛЮБОМИР».

глава I

Бабель vs Буденный

«Литературный дегенерат! Заставить читателя поверить в старые сказки, что наша революция делалась не классом, выросшим до понимания своих классовых интересов и непосредственной борьбы за власть, а кучкой бандитов, грабителей, разбойников и проституток, насильно и нахально захвативших эту власть».
Сия гневная тирада вырвалась из уст легендарного командарма Первой конной армии Семена Михайловича Буденного и свалилась на голову Исаака Эммануиловича Бабеля после публикации в 1924 году в журнале «Красная новь» его рассказа «Сашка Христос». И хотя произведения Бабеля о походе Первой конной начали выходить в свет с 1923 года, «буря грянула» только после рассказа «Сашка Христос». Почему? Что там было столь раздражающего?
Дело в том, что Исаак Бабель знал Семена Буденного лично, и знание это не добавляло последнему ни уважения, ни симпатии. Можно даже сказать, что Бабель испытывал к Буденному неприязнь и неуважение. Потому и обозначил его, как выслужившегося вахмистра. Ну и что? Семен Михайлович действительно служил в царской армии, дослужился до вахмистра, правда головокружительную карьеру маршала он сделал уже в Красной армии. Но не все было так безоблачно, как может показаться с первого взгляда. На пути от вахмистра до командарма товарищ Семен прикладывал столько усилий, устраняя, в том числе и физически, своих конкурентов (ростовское дело Б.М. Думенко), так старательно приукрашивал неприятные факты своей биографии ради создания образа единственного, легендарного командира 1-й конной армии, и вдруг Бабель со своими рассказами.
Посудите сами, если бы вы в молодые годы занимались гоп-стопом от революции, а спустя некоторое время пожелали сменить амплуа и засиять, как светский лев, – зачем вам неприглядные откровения какого-то там Бабеля?

Но так уж устроено в жизни, что правда имеет свойство всплывать, причем в самый неподходящий момент для того, кто ее скрывает. Командарма уже буквально причислили к «лику святых» от Советов и вдруг появляется речистый свидетель: «Грабил, насиловал, убивал мирных жителей, сидел в командных кустиках кто?» И ведь не остановить, последующие рассказы («Вдова», «Письмо», «Берестечко», «Истории одной лошади») также ни почета, ни уважения не приумножили, мягко говоря. Пришлось Буденному снова, как в недалеком прошлом, скоренько организовывать письма-протесты от неимоверно возмущенных масс бывших красноармейцев: «Оскорбить командарма, героическую личность! И кто!? Какая-то Бабель», да он и на передовой ни дня не был, все лето просидел в тыловом обозе. Вся писанина – вранье и клевета на нашего родного советского героя!» Вот так!
Закончилось бы все это для Бабеля быстро и плачевно, если бы не его учитель и покровитель Максим Горький. Единственный литератор, опекаемый властью рабоче-крестьянских классов и интеллигентской прослойки. До класса интеллигенция очевидно не дотягивала, и ее пристроили в «прослойку», что «оскорбительно для коллектива», но кто его (коллектив) вообще спрашивал?

Так вот, самый авторитетный представитель этой прослойки Максим Горький в своей речи в защиту Бабеля написал: «Такого красочного и живого изображения единичных бойцов, которое давало бы мне ясное представление о психике всего коллектива, всей массы «Конармии» и помогло бы мне понять силу, которая позволила ей совершить исторический, изумительный ее поход,– я не знаю в русской литературе».

Направление ответного удара было рассчитано правильно. Семен замолчал, письма-протесты прекратились, возражать открыто против «исторического, изумительного» похода» было как минимум странно. Но осадочек остался, и его таки хватит, чтобы засыпать Исаака Бабеля с головой. Случится это в 1940 году. Умел Буденный выжидать. Бабель надеялся, что с его связями беспокоиться нечего. Даже произнес пару «хвалебных од» в сторону отца народов Иосифа Сталина. Помогло, но ненадолго.

В мае 1939 его арестовали, в январе 1940 расстреляли, точное место захоронения до сих пор не известно. А его визави благополучно, в почете и комфорте, дожил до 90-летнего юбилея, и в 1973 году был похоронен в г. Москве под забором из красного кирпича, больше известном как «Кремлёвская стена». Но мы бы сейчас о нем и не вспоминали, если бы не цикл рассказов «Конармия» Исаака Эммануиловича Бабеля.

ГЛАВА II /ПОКОЛЕНИЯ МОЛЧУНОВ/

И все-таки любопытно, правду описал Бабель или «художественно приукрасил»?
Исаак Бабель летом-осенью 1920 года, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист», принимал участие
в военном походе Первой конной армии по правобережной Украине. Оказавшись непосредственным очевидцем «героических
подвигов» конармейцев, писатель аккуратно задокументировал их в своем дневнике. А заметки в газете «Красный кавалерист»
не то чтобы противоречили действительности, они просто имели толстенный налет пропаганды. Поэтому в основе рассказов цикла «Конармия» лежит дневник, а не «Красный кавалерист». Надо отметить, после сравнения дневника с рассказами, что таки прав был Горький: Бабель очень приукрасил бойцов конармии и о многом промолчал. Поэтому перед тем, как читать дневник, а его таки надо читать, необходимо нарастить кожу бегемота, одеться в броню и вперед, в чтение. Результат взрывает сознание: тяжелая и некрасивая правда, проявляясь сквозь время, предстает перед нами и каким-то чудом укрепляет, делая проницательнее и сильнее.
Но почему возмущался Буденный и что случилось с «психикой коллектива». Действительно, что побудило вчерашних тихих крестьян внезапно стать убийцами, ворами и насильниками? Кто конкретно состоял в Первой конной и как вообще она возникла?
Считается, что идея объединить разрозненные отряды, вскочивших на коня и самопровозгласивших себя казаками, бывших крестьян, принадлежит народному комиссару по военным делам Льву Давидовичу Троцкому (Бронштейну). Его девизом «На коня, пролетарий!» осенью 1919 года были обклеены все города и села Украины, Белоруссии и России.
Впечатляет? Судя по результату – не особенно. Пролетариев в конных отрядах не наблюдалось. Подумайте сами, с чего это вдруг рабочие, которые жили в городах и лошадь видели только в комплекте с извозчиком, на нее (лошадь) взлезли бы и поскакали? Вот коровы – другое дело, коровы были во многих дворах Киева, Москвы, Харькова, Петрограда, Одессы и прочих местечек. Но скакать на корове с шашкой наголо, сами понимаете, не так эффектно.

Даже странно, что партия рабочих, как она себя величала, была не совсем в курсе жизни самих рабочих и их кавалерийских способностей. Более того, пролетарии получали определенную профессиональную квалификацию, на обучение которой иногда уходили годы, поэтому как-то даже не дальновидно было рабочей партии отправлять своих высококвалифицированных товарищей под пули и шашки. Да, на какие только жертвы (кроме личных) пойдешь в борьбе за долгожданный царский трон. Поэтому в Петрограде в срочном порядке были организованы кавалерийские экспресс-курсы с таким же экспресс-результатом в виде «мешка», болтающегося на лошади. В интернете есть документальные съемки, посмотрите – грустно не будет, хотя и жаль этих несчастных. Мне жаль, но Общество с Очень Ограниченной Ответственностью «Ленин и Ко» жалости не ведало. Да и на кого им было опираться? Уж точно не на 85% населения, представляющих крестьян с их буржуазными частнособственническими интересами.
В 1918 – 1921 годах крестьянские восстания вспыхивали по всей стране. Большевики едва успевали их, так сказать, «ликвидировать». В письме к Троцкому в марте 1919 года командующий 4-ой армией Восточного фронта М.В. Фрунзе писал о самом крупном в Поволжье восстании – Чапанном: «…Движение носило массовый и организованный характер… Восстание шло под лозунгами: «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции!», «Долой коммунистов и коммуну!»». Удивительное дело, оказывается были невообразимые отличия между советской властью и коммунистами. Так что лозунг: «Социалистическое отечество в опасности! Крестьянин на коня!» не мог возникнуть.

Восставшие Поволжья были жестоко подавлены: командарм Фрунзе докладывал Ленину: «При подавлении восстания убито, по не полным сведениям, не менее 1000 человек. Кроме того, расстеряло свыше 600 главарей и кулаков. Село Усинское сожжено совершенно». Уничтожив основные силы восставших, большевики обрушили на крестьян Поволжья массовые репрессии: сгоняли их в концлагеря, расстреливали, вешали и топили в реках, деревни сжигали.
Но была, среди 85% сельского населения, группа малоземельного, неимущего, озлобленного и вооруженного в первой мировой войне селянства, которое о лошади знало не понаслышке. Эта воинственная группа в начале 1918 года сама организовалась в конные отряды, постепенно объединившись под руководством такого же донского крестьянина Бориса Думенко.
Назывался этот отряд Сводный крестьянский социалистический полк. Правда мысль о защите революции в их головы если и залетала, то явно не задерживалась. Цель сего похода была куда приземлённее, конкретнее и осязаемей: восстановить «справедливость» для себя лично и как можно быстрее. Что выражалось в набивании мешков, телег и подвод экспроприированным добром.
Долго смотреть на буквально бесхозные массы не ограничивающих себя моральными принципами крестьян вожди пролетариата не могли, а посему постановили прибрать их к рукам, т.е. возглавить. Для чего экстренно начали отправлять в крестьянские отряды комиссаров. Но популярность комиссаров и самой партии большевиков, как до, так и после октябрьского переворота, была не больше 10 %. С этим что-то надо было делать, и В. Ленин 24 января 1918 года на II Всероссийском Съезде Советов провозглашает новый лозунг: «Грабь награбленное», подыгрывая выступлению некоего Шамова (еще один «донской казак», из числа иногородних) «мы грабим грабителей». Популярности большевикам этот лозунг прибавил, зато численность населения убавил немало.

О том, как это происходило можно представить из маленьких рассказов Бабеля, созданных в период его работы в газете М. Горького «Новая жизнь». Рассказ «Битые»: «…Я хожу и читаю о расстрелах, о том, как город наш провел еще одну свою ночь. Я иду туда, где каждое утро подводят итоги… Я заговариваю со сторожем. – Этого хоть похоронят, – говорит он. – А то вон у нас лежат штук тридцать, по три недели лежат, каждый день сваливают…
Раньше опрашивали – кто убит, когда, кем. Теперь бросили. Пишут на листочке – «неизвестного звания мужчина» и относят в морг. Привозят красноармейцы, милиционеры, всякие люди. Эти визиты – утренние и ночью – длятся год без перерыва, без передышки. В последнее время количество трупов повысилось до крайности. Если кто, от нечего делать, задает вопрос – милиционеры отвечают: «Убит при грабеже»… На другом столе я нахожу его подругу – дворянку, Франциску Бритти. Она также тонка и высока, как князь. Мертвая – она хранит печать красоты и дерзости. Она рыдает, она презрительно хохочет над убийцами.
Я узнаю самое главное: трупы не хоронят, потому что не на что их хоронить. Больница не хочет тратиться на похороны. Родных нет. Комиссариат не внемлет просьбам, отговаривается и отписывается. Администрация пойдет в Смольный.
Неубранные трупы – злоба дня в больнице. Кто уберет – это, кажется, сделалось вопросом самолюбия. – Вы били, – с ожесточением доказывает фельдшер, – вы и убирайте. Сваливать ума хватает… Ведь их, битых-то, что ни день – десятки. То расстрел, то грабеже… Уж сколько бумаг написали».

Напомню, что происходящее имело место зимой 1918 года в период диктатуры пролетариата. Ее ревностный приверженец и вдохновитель В. Ульянов в том же году в своей работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» писал: «Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами». Гениальное решение – всех измазать в убийствах и прочих неприглядных деяниях, и вот уже некому выступить обвинителем.
За диктатурой пролетариата на несчастное народонаселение обрушился красный террор с первыми концлагерями, заложниками и расстрелами. С судом, следствием и наказанием в одном лице, это страшилище имело название: «Чрезвычайная комиссия», о ней чуть позже.
Статистика констатировала: в 1916 году население Петрограда составляло 2415,7 тысяч человек, в 1919 году осталось 900,0 тысяч, а к 1920 – 740,0 тысяч человек. «Обезлюдение» Петрограда после февральской революции, когда к 1920 году население города сократилось в три раза, С. А. Новосельский назвал «беспримерным и небывалым в истории».
А теперь ответьте себе на вопрос: зачем погибли люди, зачем были поломаны судьбы выживших, ради чего? Вы, уважаемый читатель, можете, даже не вслух, назвать эти достигнутые высокие цели?
Цели, ради которых вы лично готовы были бы расстаться со своей жизнью, с жизнью близких, родных, друзей?
Как говорил Бабель несколькими годами позднее: «Пролетарии – пролетели», да у них и шансов не было. Исследователь советской политической системы М.С. Восленский описывал это так: «В окружении Ленина рабочих практически не было ни в годы подполья, ни после прихода к власти. Советским правительством руководили т.н. профессиональные революционеры, большинство из которых никогда не были рабочими». Анализируя практику управления в Советской России и СССР, Восленский приходит к выводу, что диктатура действительно имела место, но это была диктатура не пролетариата, а партийной номенклатуры.

А как все цивилизованно начиналось: на осень 1917 года Временное правительство назначило выборы в Государственную думу, в компетенцию которой входили два важнейших для народа вопроса: распределение земли и выход из войны с Германией. Рассчитывали, что в России произошла а-ля французская революция только без усекновения царственных голов. Но была проблема. Проблема называлась большевики (которые, кстати, являлись меньшинством).
Как любые радикалы они были на дне политического рейтинга, и в новую Госдуму хотя и попали, но в не решающем ничего количестве голосов (10%), а им так хотелось восседать на нежданно освободившемся троне!
Так почему бы для реализации цели кучки властолюбцев не подтолкнуть и народные массы на решение своих маленьких мечтаний: немного пограбить, набить кому карман, кому сундук? Очень полюбовно договорились. Но это так сказать для умных и беспринципных, а для не очень умных запевали песенки, как в рассказе Бабеля «Дворец материнства» из того же петербургского периода: «Женщины будут поступать во Дворец на восьмом месяце беременности. Полтора месяца до родов они проведут в условиях покоя, сытости и разумной работы. Платы никакой. Рождение детей – дань государству. Государство оплачивает ее. После родов матери остаются во Дворце в течение 10–20–42 дней, до полного восстановления сил. Раньше из приютов уходили на третий день: «по хозяйству некому присмотреть, дети не кормлены». Предполагается устроить школу хозяек-заместительниц. Заместительницы будут следить за домом рожениц».

Интересненькое дело: пока жена «отдыхает» во Дворце, муж, значит, тоже не бесхозный болтается: «заместительница» о нем заботится. Сказочники.
Тяжелее же всего, среди этого катаклизма, жилось думающим и совестливым людям, не успевшим или не пожелавшим покидать свою Родину. Правда, жилось им в бывшей Российской империи не долго, они массово пополняли морги, концлагеря, перемещались на новые поселения…
Так зачем же так усиленно уничтожали народ страны? Потому, что новой власти нужен был новый вид людей «гомо-советикус», а для этого должно было быть поменьше тех, кто помнил о жизни во времена власти угнетателей и эксплуататоров, и не только помнил, а еще и транслировал свои воспоминания «направо и налево». Для искоренения этого неконтролируемого процесса надо было посеять страх в душах людей думающих, сравнивающих и приходящих к определенным выводам.
Страх, кстати, весьма удобная для властей эмоция. Недавно ученые, проведя опыты на мышах, обнаружили, что страх передается по наследству их детям и внукам. Причем, не просто передается, но и усиливается. Таким образом, через пару поколений получаете страну перепуганных и послушных «мышей», радостно вопиющих на всех демонстрациях: «Как хорошо в стране советской жить!». Мы даже учили наизусть фамилии этих хорошо живущих счастливцев из политбюро.
К сожалению, неприятная и горькая правда заключается в том, дорогой читатель, что мы с вами в большинстве своем как раз и являемся потомками либо перепуганных молчунов, либо тех, кто подносил патроны экспроприатарам, либо тех, кто непосредственно экспроприировал. Лишь небольшая часть среди нас потомков тех принципиальных смельчаков, кто шел против системы, отстаивая свои жизненные принципы, без надежды на результат, жертвуя своим здоровьем, карьерой и жизнью…

У Василя Симоненко есть стихотворение, написанное им в 1958 году.
«Ми думаєм про вас. В погожі літні ночі,
В морозні ранки, і вечірній час,
І в свята гомінки, і в дні робочі
Ми думаємо, правнуки, про вас.
Ми думаєм про вас – і тому наші руки
Не в’януть біля плуга і станка,
Тому серця у нас не витончена мука,
А радість голосиста і дзвінка.
Ні, то не сум промінить риса кожна,
То творчість б’є з натхненних наших віч,
А творчість завжди мрійна і тривожна,
Немов травнева неспокійна ніч.
Ні, сонний спокій зовсім нам не сниться,
Ні, нас не вабить ніжна тишина –
Прийдешнє осяває наші лиця,
Неспокій творчий з вічністю єдна.
І тому ми спокійно і суворо
Стрічаємо у праці і борні
Наклепи злобні і тупі докори,
Потоки божевільної брехні.
Ми думаєм про вас. В погожі літні ночі,
В морозні ранки і вечірній час,
На свята гомінкі і в дні робочі,
Нащадки дорогі, ми захищаєм вас».

 




2 комментариев к "2$s"

  1. Оксана коментує:

    Прочитала книгу на одном дыхании. Книга очень впечатлила и заставила задуматься.
    Благодарна автору за глубокий анализ проведенной исторической параллели событий 1914 и 2014 годов. Спасибо за ваш труд. Но, осталось ощущение не законченности. С нетерпением ждем продолжения.

    • kaprel коментує:

      Спасибо, Оксана за Ваше мнение и пожелания!
      Для меня, как автора, очень важно, чтоб книга вызывала желание узнать больше о нашей истории, той истории, которую мы думаем, что знаем :) .



Написати відповідь до Оксана Скасувати відповідь

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Можна використовувати XHTML теґи та атрибути: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>